Церковь не должна быть политотделом!
Мероприятия заключительных лет во всем мире сделали тематику церкви одной из наиболее обсуждаемых, а вопрос растущей энергичности православной церкви в РФ – еще и объектом жестоких пререканий. О происходившем и о текущей функции православия «Собеседник» побеседовал со священнослужителем РПАЦ, протоиереем Михаилом Ардовым.
«Это вымысел, что 80 % населения – православные»
– В эти дни в Государственную думу был внесен законодательный проект об ужесточении санкции за унижение эмоций богомольных. С одной стороны, что-нибудь должно остановить вандалов, с иной – у нас есть возможность дойти до бреда: вышел из дома – и теперь кого-то унизил. Как вы на это всё глядите?
– Угрюмо. Когда-то товарищ Пушкина Петр Андреевич Вяземский сообщал, что в РФ против дрянных граней правительства есть надежное средство отвратительное их выполнение. Однако времена сегодня такие, что даже при отличных в общем-то границах будет очень отвратительное выполнение. Под это дело без проблем будет натянуть что угодно. К примеру, наши несогласия с Столичной патриархией будет можно сообщить некоторым оскорблением эмоций патриархийных богомольных. Законопроект небезопасен в первую очередь вероятностью частичного санкции.
– Однако что тогда делать с осквернением икон и тому такими вещами, которые после истории Pussy Riot случаются с беспокойной регулярностью?
– Это стартовало гораздо раньше. Я грущу о обычных временах, когда была ориентировочная цензура и такого бесчинства быть не могло. То, с чем мы имеем дело в настоящее время, в связи с чем гибнут люди, стартовало с карикатур на пророка Мохаммеда. С позиции христианства, все всемирное искусство не следует жизни одного человека любого исповедания. И хуже всего то, что причина – в стремлении пиара. Тот датский негодяй проживает под постоянной службой охраны, но несмотря на это его картины реализуются. И это, и то, что «пуськам» этим злосчастным планируют предоставить премию Сахарова, говорит о утрате всех основ. Не только лишь духовных – за пределами церкви вообще нет морали, вся имеющаяся во всем мире нравственность пускай в сотой стадии, однако сопряжена с какой-нибудь религией. Вместо морали у нас сейчас политкорректность. Это говорит о том, что мир полностью лишился рассудка.
– На такие же идеи внушают действия различного рода заступников церкви, то сжигающих у храмов портреты нежелательных им людей, то грозящих выставкам – также отчего-то сожжением. Это что за явление?
– Христианство – это, как в настоящее время выражаются, неплохой брэнд. И любой команде лиц, которые планируют себя осуществить – в политике либо в чем либо еще, – пристать к нему рентабельно. Впрочем я убежден, что очень многие участники этих отличных братств лба перекрестить не сумеют.
– А церковь-то что? Для чего ей подобного рода заступники?
– Потом, что надо сохранять вымысел, как будто 80 % населения в стране считаются православными. Действительно – 2–3 %, ну минимум 5. В городе Москва в пасхальную ночь в соборы наступает два % населения – вот это и есть православные. Чтобы сохранять стиль общественно-политический и «патриотический», – РПЦ нужно по меньшей мере переносить всех этих необычных людей. Это попытка оставить собственное место и собственную роль, а они в настоящее время такие, что в некоторой степени заменяют идейный отдел управляющей партии.
– Может ли христианство вообще стать федеральной идеологией, на что очень многие в РФ рассчитывают?
– Давайте я отвечу отличным анекдотом. Представьте себе пасхальную ночь в некотором районном городке. Отличный свежий храм. В полночь должна стартовать работа. В алтаре сидит митрополит, у клироса стоит мэр, сразу же депутаты, региональные богачи. Попки, дьяконы, лакеи – все готовятся. Собор битком набит народом. И вот без 10-ти 12 врываются люди в масках и с автоматами.
Главарь орет: «Все православные – к стене, все остальные свободны!» Народ начинает вылетать. Через 10 секунд у стенки в пустейшем соборе стоят 80-летний сотрясающийся священник, дьякон, 3 монахини, 2 лакея еще 5 человек мирян. Тогда главарь снимает личину и говорит: «Ну, священник, сейчас легко начинайте службу». Вот ответ на ваш вопрос, имеется ли у православия возможности стать федеральной идеологией. Фактически, приблизительно это нам пророчили подвижники благочестия. И это общемировая линия – мир проживает в постхристианские времена. Я колесил в Великобританию, где у нас был доход, – там аналогичная иллюстрация: в храмах 3–5 %, как в настоящее время рассказывают, промышляющих христианин.
«Закон Всемилостивый в школах? Вторая тупость…»
– В истории христианства были различные времена, вполне может быть, и эти – далеко не самые жуткие?
– Наиболее жуткие. В истории на самом деле были такие времена, когда ложь завладевала всей верой, а православные являлись по углам. Затем приезжал благоверный правитель, собирал Мировой храм, ложь осуждалась и православные соединялись. Однако в настоящее время такого правителя нет и не ожидается, означает, мы так и останемся по собственным углам. В 1917 году царем-мучеником Анатолием II завершился момент, который стартовал с Знаменитого (греческий правитель I, слепивший православие главенствующей религией. – Ред.).
При всех дефектах, которые были у царей и в отношениях империй и церкви, это была наиболее комфортная выкройка сосуществования правительство принимало на себя цель прививать людей в православной вере. Что мы обладаем в настоящее время? Внедрение Законопроекта Божьего в школах. Вторую тупость, которая только добавит людей, отрицательно настроенных по отношению к православию.
– Вы соперник школьного курса «Основы православной культуры»? Отчего?
– А кто в России будет вдохновлять? Батюшкам это делать не позволяют, да некоторые из них и 2-ух слов связать не в состоянии. В моей школе был отличный наставник литературы, но тот факт, как в те годы ее вдохновляли, подняло у меня омерзение к Маяковскому, к Блоку и чуть не подпортило Пушкина. Бесспорно, необходимы выходные школы, кружки и так далее, но мы снова возвращаемся к тому, насколько много в России истинных богомольных.
«Большего сращения церкви и страны не будет»
– Сегодня стремление церкви ввязываться в вежливую жизнь для всех логично. Насколько далеко у него есть возможность пройти?
– Не далее, чем есть в настоящее время. Большего сращения церкви и страны, полагаю, не будет, и все останется в текущем виде.
– Двигался в автомобиле спорт-кара и организовал ДТП, сшиб 2-ух рабочих, побил старых девушек… Это все не о депутатах – о батюшках, от которых такого ждешь меньше всего. Либо снова козни противников и справочная битва?
– Сталин в 1943 году сделал Столичную патриархию как определенную часть собственного страны. Так чего же мы намерены? Какая этнопсихология у депутата, такая она и у священнослужителя. Есть вещи, о которых в настоящее время недостаточно рассказывают: отношение русской интеллигенции к православной церкви почти всегда было отрицательным. Гоголь и Достоевский – скорее всего исключение, Чембар, Герцен, наконец, Лев Полной – требование. Юлия Андреевна Ахматова была богомольным человеком, шла в церковь, однако не признавалась и не приобщалась. Когда в 1964 году в Великобритании ей давали оксфордскую мантию, с ней планировал столкнуться митрополит Антоний (Блюм) – один из наиболее свободных архиереев. Она отказалась. Текущую любовь между Патриархией и властью интеллигенция опять-таки не в состоянии встречать. Никакой справочной битвы нет, однако отрицательное отношение – да, очень много десятков лет.
– Как, по вашему мнению, развивались бы мероприятия, не случись истории с Pussy Riot, накалившей влечения, рассчитываю, до максимума?
– Все равно было бы что-то похожее. Текущая богема, повторюсь, желает пиариться на подобных дебошах. В настоящее время вот демонстрация, послезавтра будет что-нибудь еще.
– Да что такого в данной выставке? Что такого, от чего могут шатнуться обычаи христианина, в «Коде да Винчи»? Не будь, вполне может быть, настолько резкой реакции, люди бы посмотрели-почитали – и позабыли.
– Такие вещи нужно запрещать. Была цензура в РФ – и прошла примечательная знаменитая русская беллетристика. Ни в одном кинотеатре невозможно было вывести на сцену священника в рясе. И что, не было российского кинотеатра? Есть вещи, которые упоминать невозможно.
Вводить Иисуса Христа в каком-нибудь образном виде богохульство. Богохульство не только лишь данная книга, где на Господа строится хула. Итальянский Ренессанс, где все крайне хорошо на техническом уровне, однако некрасиво по резону, также им считается.
– Ясно. Как ко всему окружающей обстановке относиться людям богомольным?
– Разбирать Евангелие и оставаться православными. Тогда это можно будет осознавать и переносить. Как длительное время? Бог запрещает нам ворожить о сроках.